Путь чая — размышления психотерапевта

цветы сакуры

Во-первых Путь. Поток перемен, естественных взаимопревращений всех вещей и явлений. Из него все появляется и к нему все возвращается, никогда не исчезая и не с чем не борясь. Где-то в этом Потоке рождаются брызги звезд, планет и человеческих судеб, подчиняясь закону взаимобытия, украшают собой мгновения Вечности. путь чая
И каждое такое мгновение, каждый мимолетный узор на реке жизни – это тоже Путь. Путь сквозь рождение и смерть, надежды и разочарования, благодарности и обиды, сквозь все то, что называется моей жизнью. Об этом не сказать словами, но стоит только слегка прислушаться к сиюминутному, чтобы почувствовать это нежное течение Вечности,  которому нужно просто следовать, доверяя мудрости непридуманного. Но  в запыленной суетой повседневности сложно бывает увидеть Подлинное, требующее тишины и неторопливости. Оно замещается рекламными плакатами собственных фантазий, доспехами убеждений и логических построений. В этой виртуальной реальности бывает довольно уютно, но поток жизни все равно прокладывает себе дорогу в дебрях менталлоконструкций, и если ему сопротивляться, то даже может причинять боль и страдание. Я ощущал его давление всегда. Иногда как творческое вдохновение, иногда как тоску и таящийся в глубине страх, иногда как свежесть и полноту, а иногда как головную боль. Он пробуждал меня по ночам вопросом: «А что будет, когда я умру?».  Он толкал к выбору жизненного пути и указывал на ошибки. Хотя внешне жизнь всегда складывалась успешно, он всегда напоминал о внутреннем. Вот почему выбор пал на медицину, а затем на психотерапию, вот почему Китай, вот почему Чай.
карта_китай_чайА чай был на этой земле задолго до меня, задолго до людей, задолго до того, как было придумано это имя «Чай». Родина чая – Срединное государство, которое в России зовется Китай. По преданию, второй император Поднебесной Божественный Земледелец Шень Нун, в поисках лекарственных трав отравился и решил промыть свой желудок. Он поставил котелок на огонь, и в него с дерева нападали листья. Получился чудодейственный отвар, испив которого Шень Нун исцелился.  Он назвал это растение «лекарством от ста болезней» или просто чае (чайный лист). В последствии чудодейственные свойства растения привлекали к себе странников духа. Чай и человек стали попутчиками. Даосы обнаружили, что чай, растущий в особых местах способен накапливать благодатную энергию и отдавать ее во время приготовления. Для них чаепитие стало практикой питания жизненности и соединения с ритмом природы. С помощью чая человек учился чувствовать движение Дао и следовать ему. Для последователей Будды, чай стал «напитком просветления», а чаепитие – «практикой постижения сути вещей». Для Конфуция чай – учитель нравственности и источник воспитания добродетели. Путь Чая был наполнен вкусом трех великих учений и в то же время свободен от них. Современный мастер дзен Тик Нат Хан, у которого мне довелось учиться, на вопрос о сокровенном смысле Пути Чая, написал короткую каллиграфию «Просто пить чай». Путь Чая не требует знаний и размышлений. Чай нужно просто пить, чувствуя и наблюдая. Чай смывает все наносное и проявляет то, чем мы являемся на самом деле. Чай, как и жизнь, не нужно понимать, его нужно проживать. Нет пути к чаю, сам чай это Путь. лу юй

Как великий учитель чая Лу Юй(733-804), которого в Китае считают Богом чая, просто умел его варить и от сердца предлагал людям. Он искал себя в буддийских монастырях, в беседах с учеными-конфуцианцами и даосскими отшельниками, много общался с простыми людьми, в безмятежных странствиях любовался природой. Лу Юй считал, что следуя Пути Чая человек способен освободиться от внутренних препятствий и достичь высшей мудрости и добродетели. Того, кто следует Пути Чая зовут человеком чая (ча жень). Человек чая учится жить легко и естественно. Он подобно чайному кусту способен собирать лучшее из того, что его окружает и отдавать это людям вместе с чашкой чая. Чайный человек очищает сердце, следует естественному, учится вглядываться в невидимое, вслушиваться в неслышимое, чтобы найти то, что никогда не терял. Чайный человек задает себе вопрос: «Каким нужно быть, чтобы получился хороший чай?».
Я познакомился с чаем на кухне, его пили всей семьей, с него начинался и им заканчивался день, и конечно к чаю всегда  приберегали самое вкусненькое. За чаем всегда говорили о хорошем, как-то тепло и душевно. Чай сближал и умиротворял. Да тут еще увлечение Востоком. Чем дальше я погружался в переживание внутреннего мира, тем больше вопросов у меня возникало. И не смотря на западное медицинское и психотерапевтическое образование, восточная традиция человековедения очень точно отзывалась на потребности моей души. Традиция, которой более пяти тысяч лет, предлагала не только глубокое понимание процессов протекающих в сознании, но и богатый инструментарий для взаимодействия с этими процессами. Я много слышал об искусстве чая. Добросовестно покупал доступный чай в супермаркете и отдавал дань экзотике. Однако первая встреча с настоящим мастером чая произвела на меня неизгладимое впечатление. В процессе неспешного чайного действа я погрузился в удивительно яркое и в то же время, неуловимо ускользающее как весенний ветерок переживание потока жизни. Это был чай Те Гуанинь. И еще долгий след в жизни, который отзывался улыбкой в ответ на привычные жизненные события. Чай изменил всю мою жизнь. Сначала я стал заваривать его во время психотерапевтических встреч. Это изменило их до неузнаваемости, и постепенно люди стали приходить просто пить чай.  Исчезла привычная дистанция, исчез клиент и терапевт, исчез врач и больной, осталось только пространство, в котором разворачивалась жизнь.

Когда варишь чай, можно не заботиться о словах, только о пространстве для слов.

В этом пространстве все происходит само по себе, и все что требуется от мастера чая, практиковать недеяние и дать дорогу ветру. Так моя клиника превратилась в чайный дом, а процесс психотерапии наполнился чаепитием, под мягкие звуки флейты и текучие движения тайцзи-цюань.

сакураПостепенно я познакомился с настоящими шедеврами чайного искусства. Ценность чая определяется местом его произрастания, способом изготовления. Китайцы верят, что есть определенные места на Земле, которые обладают сильной положительной энергетикой. Чай способен эту энергию впитывать и при правильном приготовлении и заваривании отдавать. А человек уже может использовать эту энергию в соответствии со своими потребностями и возможностями. Когда пьешь такой чай, сильно меняется восприятие жизни и становятся заметны ее скрытые грани. И, конечно, чай привел меня в Китай, где течение времени ощущается физически, где сакральное и обыденное переплетено и неотделимо, где непрерывность развития позволяет ощутить аромат древности в повседневной жизни. Чайные дорожки открывают мне замечательные места на земле и в сердцах людей. Мой друг и замечательный чайный мастер Ван Синь Вэн так выразил высшее мастерство чая гунфу ча: «Живешь вкусно, чай вкусный». Поэтому когда сейчас коллеги и друзья спрашивают меня, о том кто я теперь, я часто отвечаю — чайный человек.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *